ПриродаБактерии 15.03.2016

Природа даёт отпор: найдена бактерия, поедающая пластик (ПЭТ)!

Новый вид грамотрицательных бактерий, получивший название Ideonella sakaiensis 201-F6, был обнаружен в ходе исследования микроорганизмов, живущих в океане. Среди множества различных видов ученые нашли колонию бактерий, использующих в углеродном и энергетическом обменах полиэтилентерефталат (ПЭТ). Это вещество искусственного происхождения главным образом применяется для изготовления пластиковых емкостей.

Facepla.net

Оказалось, что Ideonella sakaiensis 201-F6 выделяют два фермента, разлагающие ПЭТ до терефталевой кислоты и этиленгликоля, а они являются экологически безопасными. Похожие свойства ранее также были открыты у небольшой группы грибов и зоопланктона, но приспособить для масштабной переработки промышленных отходов наука пока не в состоянии.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science. В пояснительной записке ученые подчеркивают, что появление Ideonella sakaiensis 201-F6 напрямую связано с увеличением объемов пластика на планете: ферменты, разлагающие ПЭТ, являются сравнительно новой генетической модификацией бактерий рода Ideonella. Это, в свою очередь, показывает, как природа начинает давать отпор агрессивному вторжению человека.

Кроме того, Ideonella sakaiensis 201-F6 легко могут быть использованы в сфере промышленной переработки отходов: они не только отличаются «прожорливостью», но еще и прекрасно адаптируются к любым условиям окружающей среды, то есть достаточно лишь поместить колонию этих бактерий в места скопления продукции из полиэтилентерефталата — и со временем он будет разложен на экологически чистые компоненты.