Наука10.09.2013

Существуют ли вещи, которых мы никогда не узнаем?

Существуют ли вещи, которых мы никогда не узнаем?

Мартин Гарднер и Патрисия Чёрчленд, вероятнее всего, никогда не встречались, но оба они — авторы книг на одну и ту же тему: «Сможет ли человечество когда-либо полностью постичь природу всех вещей, явлений и понятий нашего мира»? В этой статье я приведу их точки зрения в виде виртуального научного диспута.

Мартин Гарднер и Патрисия Чёрчленд
Мартин Гарднер и Патрисия Чёрчленд

Мартин Гарднер, умерший в 2010-м году, был американским писателем и популяризатором науки (в особенности, математики и философии), автором более 70 работ — книг, очерков, эссе.

Гарднер был уверен в том, что познать мир до конца человеку, независимо от уровня развития науки, не дано — ни в наше время, ни в будущем. Некоторые вещи, утверждал он, слишком сложны по своей природе, чтобы быть доступными к пониманию: как зародилась жизнь, суть времени, есть ли свобода воли, и т. п.

«Ни один философ, — писал он в своей посмертно опубликованной автобиографии, — Из ныне живущих или живших когда-либо, не имел и не имеет ни малейшего представления о том, как работает ум, сознание или время. Было бы невероятным высокомерием утверждать, что эти вещи могут быть полностью поняты».

Гарднер отдавал дань умственным способностям людей и возможностям изобретённых ими научных приборов, однако был уверен в том, что существуют непреодолимые ограничения глубины человеческого понимания:

«Как шимпанзе не способна и никогда не будет способна извлечь квадратный корень из числа, так и человек никогда не осознает природу множества аспектов мироздания (но это почему-то его не смущает). Я убеждён, что свойства нашей Вселенной так сложны, что никакой живой ум не в состоянии постичь их в полном объёме. Некоторые тайны обречены вечно оставаться тайнами».

«Невежество — это просто невежество», — виртуально оппонирует Гарднеру Патрисия Чёрчленд, американский философ канадского происхождения, специалист в области философии сознания, в своей работе «Болевая точка». Если вы чего-то не знаете, убеждена Чёрчленд, это вовсе не означает, что вы не будете знать этого никогда.

«Настоящее высокомерие — полагать, что если ваш мозг не в состоянии понять какое-либо явление, значит, оно в принципе не может быть понято. То, что вы можете или не можете осознать — всего лишь характеристика вашей собственной личности, а не глубоко метафизический факт об устройстве Вселенной».

Чёрчленд приводит довольно очевидные примеры: на протяжении многих столетий люди были убеждены, что разобраться в сложных вещах, таких как землетрясения, атомы, вулканы или микробы невозможно — и потому относили их на территорию божественного. Однако со временем эти вещи и явления были объяснены, и теперь осознать их нетрудно даже ребёнку.

«Мы искали, — пишет она, — Мы исследовали. Мы проверяли. И мы узнавали. Люди, утверждающие, что мы не сможем проникнуть мыслью в пока ещё слишком сложные для нас понятия, поворачиваются спиной к Знанию. Они попросту трусы».

Роберт Кралвич
Роберт Кралвич

Роберт Кралвич, научный корреспондент и блогер, подводит итог этого спора:

«Мы никогда не узнаем, сможем ли узнать всё, и в этом-то и прелесть. Мы не знаем, доберёмся ли до финальной точки, но продолжаем движение. Развитие науки неравномерно: она то плетётся еле-еле, то летит на всех парусах, но важно понимать — её смысл заключается именно в движении, а не в итоге, к которому следует прийти. Даже зная, что всего постичь невозможно, смогли бы мы погасить тягу человечества к познанию? Нет. Мы хотим продолжать искать».

Молодую Фаину Раневскую рекомендовали директору театра как «совершенную бездарь» Из магазинных яиц не могут вылупиться цыплята, так как они неоплодотворённые Экстази может быть эффективен при лечении рака крови 7 интересных фактов о контактах с инопланетянами